«Книжный дворик» — про жизнь, взаимодействие и дружбу

14:23 16 сен 2025

Первый фестиваль актуальной литературы «Книжный дворик» проходил 13 и 14 сентября в пространстве «Арт-погружение» Городского музея «Искусство Омска» — с двенадцати дня до восьми часов вечера здесь смотрели, читали, слушали, обсуждали, играли и, конечно, покупали книги.

hori_.jpeg

Обстановка дворика располагала не только купить, а пополнить домашнюю библиотеку было чем, но и немедленно начать читать приобретенное: кофе и теплые пледы — найдите для чтения антураж лучше.

4923e20a-5235-4689-9422-94ccfed40776.jpeg

Свои издания на книжной ярмарке презентовали московские книгоиздательства «Белая ворона/Albus corvus», Музей современного искусства «Гараж», Ad Marginem, A+A, V–A–C Press. Книжный магазин «Никто не спит» из Тюмени тоже представил информационный стенд о себе. Представители издательств подробно отвечали на вопросы потенциальных покупателей разножанровой литературы, что невольно напрашивался вопрос: «Неужели, все, что привезли, они читали сами?» С другой стороны, почему бы и нет?

dizay_i_proch.jpeg

Книги по дизайну, истории и архитектуре, психологии и саморазвитию, прекрасные выпуски развивающей и познавательной детской литературы и художественные новинки для детей и взрослых — мимо, показалось, не прошел никто.

«Книжек много не бывает!» — подумала я и без права на отступление направилась в свой рай на Земле — к книгам.

razvivalki.jpeg

Мной были приобретены три — издательства «Albus corvus» и одна «Поляндрии No Age» серии «Есть смысл», а был ли в том смысл, в воскресенье мы разбирались с Полиной Щербак и Маргаритой Полонской. Но об этом позже.

В первый день «Книжного дворика» из всего, что было предложено публичной программой, выбор пал на архитектора Дмитрия Смирнова и фотографа, художника, преподавателя школы МАРШ Юрия Пальмина.

smirnov.jpeg

Дмитрий Смирнов четвертый слева

Дмитрий Смирнов презентовал авторский путеводитель по советскому модернизму «От «Радости» до «Пушкинки». В настоящее время издательством TATLIN выпущено всего 500 экземпляров путеводителя, в который вошли 106 зданий на 11 пешеходных маршрутах. По словам автора, каждый из предложенных маршрутов можно преодолеть за два с половиной часа. Работа над путеводителем шла три месяца.

putevod.jpeg

Архитектор рассказал, что советский модернизм сменил сталинский ампир после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и в Омске начали появляться простые и «удобные» сооружения из бетона, с объемными вставками из стекла.

Потом наступил период «Лучезарного Омска» (с 1964 года), тогда-то и появился речной вокзал. Длился он всего два года и закончился после постройки главной библиотеки региона — Пушкинской — в 1996 году. Архитектурный расцвет в Омске пришелся на 1972 — 1977 годы, когда появилось много приметных объектов, а институт «Омскгражданпроект» приглашал на работу архитекторов со всей страны.

palman.jpeg

Фотограф и художник Юрий Пальман прочитал лекцию о выходе архитектуры 70-80-х годов из зоны «слепого пятна» — «Архитектура слепого пятна. Фотографии зданий советского модернизма от Москвы до Еревана». Рассказал о фотосъемках для книг об архитектуре СССР 1955-1985 годов, о процессе создания фотографий зданий советского модернизма от Москвы до Еревана. Издание с фотографиями выходит в издательстве Музея современного искусства «Гараж» и в отличие от временных затрат на путеводитель Дмитрия Смирнова, на каждый выпуск требуется от трех до четырех лет.

Название «справочник-путеводитель» было придумано вместе с главным редактором издательства «Гараж» Ольгой Дубовицкой. По словам художника, это книги с текстами и иллюстрациями, в которых иллюстрации и дополняют, и спорят с текстами, создавая нечто третье.

«Это конгломерат, содружество текста и фотографии», — утверждает Юрий Пальман.

Мы узнали, что справочника-путеводителя по Москве 1955-1991 годов уже не найти — это настоящий раритет.

Юрий Пальман увлек рассказом об особенностях архитектурных сооружений разных годов, ВДНХ 60-ых, траурного павильона поезда Ленина, павильона «Поволжье», ставшего позже павильоном «Радиоэлектроника и связь», о «золотом часе» фотографа, о Питере, который сам по себе, оказывается, абсолютный оптический инструмент и, по словам фотохудожника, похож на рифмованные и складные текст, в отличие от Омска, в котором текстов множество и нет главного перехода из одного в другой (некий полимсест), о Северном проспекте Еревана, о немецком архитекторе-модернисте Людвиге Мис ван дер Роэ — на него ориентировались ереванские архитекторы, и о сохранении архитектурных памятников, которые мы не можем купить, но вполне способны написать о них стихи, музыку или эссе, произведения, которые в свою очередь материализуются и привлекут внимание общественности, чем помогут сохранить здание.

Справочники-путеводители по Ленинграду, Алма-Аты, Бишкеку уже есть и совсем скоро выйдет здание по Еревану.

polina.jpeg

В воскресенье мы с огромным удовольствием знакомились и общались с писательницами Полиной Щербак и Маргаритой Полонской — их книги были куплены и автографы взяты.

mm.jpeg

Полина Щербак знакомила со своей книгой «Мой май» — сборником рассказов о школьниках, которые учатся в школе, ездят на каникулы, влюбляются, мечтают — в общем, ничего необычного, все интересно и начинается с позитивного рассказа про кладбища.

Автор не пишет крупных вещей и творит исключительно для детей.

6a600a4a-15e2-472a-b10a-41d8d459ce89.jpeg

«Я пишу не «для детей», а вопреки, — пояснила Полина. — Время писательства — мое личное пространство. Почему именно дети? Внутри каждого из нас есть голос. Кто в вас говорит? Во мне говорит ребенок-подросток».

Ребенок-подросток «наговорил» автору «Пожирающий», «Дед Кошмар и сбежавшие желания», «Вспоминай, Дед Мороз!» и еще парочку интересных сюжетов.

may_0.jpeg

Маргарита Полонская в «Сахарной пудре» местом действия выбирает Омск. Выбор был сделан не сразу: либо Омск, который автор любит, либо Питер, в котором живет и тоже любит.

«Питер перенасыщен историей и событиями, поэтому однозначно всю историю я перенесла в Омск, город, в котором родилась и выросла», рассказала Маргарита.

На сюжете останавливаться нет смысла нужно читать. Но заранее скажу будущему читателю, что в книге никаких кафкианства и оммажа не смотря на то, что герои превращаются в жуков, нет.

Маргарита призналась, что не любит и не читает плохих отзывов о «Сахарной пудре»: «Зачем мне об этом знать? Я люблю конструктивный разговор, например, моему коллеге показался скомканным финал».

polonskaya.jpeg

Маргарита Полонская справа

Сама автор, кстати, закончила сценарный факультет, пять дней в неделю трудится в фонде помощи людям с аутизмом, если влюбляется в книгу, то обязательно дочитает ее до конца, и очень боится насекомых и если бы стала жуком, то очень красивым, которого не хочется убивать.

И время, проведенное на «Книжном дворике» в музее «Искусство Омска» уж точно нельзя назвать убитым, а исключительно созидательным.

Что было еще? Марафон шести книжных клубов, квесты и творческие лаборатории для детей, и, главное, общение без страха и стеснения.

«Книжный дворик»  это было про жизнь, взаимодействие и дружбу.

avtograf_0.jpeg

Текст и фото Ирины Мухамадеевой

    Предыдущий Следующий