Омичам представили «Святые лики Сибири»

В Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка «Святые лики Сибири», представляющая храмовое искусство рубежа XX–XXI веков более чем сорока авторов. Экспозиция приурочена к 130–летию Омской епархии.
В 1895 году по указу Синода из Тобольской епархии была выделена Омская епархия с центром в городе Омске. В ее состав вошли 57 церквей Акмолинской и Семипалатинской областей, 92 церкви Тюкалинского уезда, 19 — Ишимского и Тарского уездов Тобольской губернии, Ишимское духовное училище, 11 церквей Каинского, Барнаульского и Змеиногорского уездов Томской губернии с общим числом православного населения около 350 тысяч человек. За сравнительно короткий период, прошедший с основания, епархия выросла; в 1894–1904 годах было возведено около 100 новых церквей. Этому во многом способствовало развитие железной дороги, соединившей европейскую часть России и Сибирь.

В связи с внушительным потоком переселенцев и бурным строительством церквей перед молодой епархией остро стоял вопрос об оснащении построенных храмов утварью и иконами. К концу XIX – началу XX века в крупных городах — Омске, Таре, Ишиме — существовали свои иконописные мастерские. К концу XIX – началу XX века в Омске были известны четыре иконописные мастерские: Артемьева, Вячеславова, Шапырина и Кубрина с сыновьями; они выполняли «заказы на иконы и иконостасы во всех стилях».
Естественный ход развития церковного искусства был прерван историческими потрясениями первой половины XX века, в результате которых нить преемственности была прервана.

1000-летие Крещения Руси стало ключевым моментом преображения института Церкви, а 1988 год — отправной точкой формирования современного храмового искусства.
Активное строительство храмов на территории Омской области на рубеже 1980–1990-х годов повлекло за собой мобилизацию творческих сил местных художников. Методом проб и ошибок формировался язык современной иконы, изучались традиции старых мастеров, осваивались утраченные техники темперной живописи.
Рубеж 1980–1990-х годов считается периодом, предваряющим систематическое иконописание в регионе. С середины 1980-х годов к православной иконе обратились Р. А. Уразаев, К. А. Старых, В. М. Никифоров, С. Н. Патрахин, О. Н. Лобзова, О. Н. Распотехин, В. В. Берестов, А. М. Пашков, В. М. Некрасов, П. Г. Минин, И. Ю. Ильин, В. П. Гришокин, В. В. Кузнецов, В. Е. Иванов, Д. Г. Павлов, Г. А. Адаев, И. Н. Кляцкий и другие омские художники.

Творчество Г. А. Адаева, С. Н. Патрахина, В. М. Никифорова, П. Г. Минина, Г. В. и Д. Г. Павловых и сегодня вызывает интерес столичных и зарубежных искусствоведов.
«Выставка современного храмового искусства представляет произведения иконописцев Омской митрополии, работы омских художников, а также преподавателей и студентов иконописного отделения Омской духовной семинарии», — рассказала куратор выставки, представитель Омской духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной Церкви Ольга Лобзова.
Она добавила, что экспозиция призвана показать, как продолжается художественная православная традиция, а также демонстрирует путь, проделанный мастерами рубежа XX–XXI веков в понимании богословской, исторической и художественной составляющей ранее бытовавших и вновь созданных изводов.
Где: Центр «Эрмитаж-Сибирь» (ул. Музейная, 4)
Когда: с 28 ноября 2025 по 1 февраля 2026
0+

